Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия

Ирина Колесникова       

доктор педагогических наук, профессор       

Множественность никогда
не следует полагать
без необходимости…
(У. Оккам)

Новые реалии, появляющиеся в жизни человечества, рождают новый язык во всех сферах жизни, в том числе в науке, наполняют новыми смыслами и значениями известные слова. Одно из таких слов – грамотность (от греч. grammata – буква, чтение, письмо). Грамота в древнерусской традиции означала «письменность, письмо, указ». Аналогичное по смыслу английское слово literacy зафиксировано в середине 1880-х годов как производное от средневекового латинского literatus, (litteratus). При этом понятие illiteracy (неграмотный) стало использоваться значительно раньше, в XVI веке.

Вопросы грамотности населения носят стратегический характер. Неслучайно с 1966 года по рекомендации Всемирной конференции министров образования проводится Международный день грамотности. Для системы непрерывного образования вопрос о грамотности представляет особый интерес, поскольку впрямую затрагивает проблему целей и содержания обучения, а также его технологического обеспечения. Многие века педагогика грамоты (literacy pedagogy) традиционно предполагала обучение письму и чтению в книжном (бумажном) варианте, с использованием стандартного набора правил. При этом действовали методические ограничения, связанные с формализованной, монокультурной, монологической, заданной извне формой освоения грамоты. В сознании общества понятие «грамотный» устойчиво соотносилось с понятием «образованный» (грамотный человек, грамотный специалист). Усложнение форм и каналов коммуникации, возрастающее культурное и лингвистическое разнообразие и связанность современного мира ведут к расширению понимания грамотности.

Динамику официальной трактовки грамотности можно проследить по международным документам и научным дискуссиям о терминологии. С 1958 года, в соответствии с предложением ЮНЕСКО, грамотными стали считать лиц, умеющих читать с пониманием текста и способных письменно кратко изложить сведения о повседневной жизни. С середины 1960-х годов в научный обиход вошло терминологическое сочетание «функциональная грамотность». Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, касающимся стандартизации статистики образования (1979), функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего развития и развития общества.

В современных официальных и научно-методических текстах можно найти многочисленные упоминания о других видах грамотности. Например, в Международной программе оценки образовательных достижений учащихся PISA фигурируют сочетания грамотность чтения, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, то есть грамотность, обусловленная ориентацией в конкретных предметных областях. В документах, регламентирующих исследовательскую и просветительскую деятельность современных библиотек, говорится о библиографической грамотности и др.

XXI век характеризуют как мир «зримой», экранной, культуры, требующей соответствующего уровня компетентности прочтения и особой, визуальной, грамотности. Этот термин был введен Джеком Дебесом (Jack Debes), соучредителем Международной ассоциации визуальной грамотности в конце 1960-х. Представления о визуальной грамотности (visual literacy) выводят обучение в сферу восприятия учебной информации «в терминах изображений», предполагающего способность анализировать и синтезировать зрительную реальность. Здесь имеет смысл напомнить, что обучение восприятию зрительных образов и воспитание через зрительные образы имеют достаточно длительную историю. От наскальных изображений, народных орнаментов, иконописи и церковных росписей, печатных пособий, представляющих «мир чувственных вещей в картинках», до современных 3D изображений. Историческое усложнение способов зрительного представления мира, в том числе в виртуальном варианте, требует иного уровня готовности человека к восприятию визуальной информации.

В последние годы реализуются многочисленные международные проекты по развитию научной и технологической грамотности, что обусловлено распространением в повседневной жизни возможности пользоваться информацией, вступать в продуктивную коммуникацию на основе современных научно-технических ресурсов. Это тем более важно, что международные исследования знания взрослым населением основополагающих научных фактов, понятий, принципов устойчиво выявляют крайне низкие показатели.

В технологическом плане речь, в первую очередь, идет о грамотном использовании СМИ, компьютера и глобальных сетей. В ноябре 2005 года на Коллоквиуме по вопросам информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни в Александрийской библиотеке была принята декларация, провозгласившая среди «жизненно важных видов грамотности XXI века» медиаграмотность, компьютерную и информационную грамотность. Медиаграмотность (media literacy) наряду с аудиовизуальной грамотностью определяет качество работы с медиапродуктом, обусловливая способность читать и оценивать медиатекст.

Автором термина компьютерная грамотность (Computer literacy) является Пол Зурковски. В 1974 году, будучи президентом Ассоциации информационной промышленности, он предложил его Национальной комиссии по библиотекам и информационной науке США. Этот вид грамотности позднее был определен как способность человека осознавать потребность в информации, уметь ее эффективно искать, оценивать и использовать с соблюдением норм этики. За основу содержательной трактовки международным сообществом были взяты определения Американской библиотечной ассоциации (ALA) и Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA). В 2000 году Ассоциацией колледжей и библиотечных исследований (ACRL) были предложены стандарты оценки информационной грамотности в сфере высшего образования (Information Literacy Competency Standards for Higher Education). Стали разрабатываться программы «погружения» в информационную грамотность (Information Literacy Immersion Programs). В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Хесусом Лау, председателем секции по информационной грамотности ИФЛА. В 2010 году Д. Лонгли (D. Longley) была предложена схема, раскрывающая компоненты «информационной грамотности», такие как: использование СМИ и библиотечных ресурсов, критическое мышление, информационная этика.

Наряду с информационной грамотностью в число метатрендов, которые, по прогнозам экспертов, будут влиять на образование ближайшего десятилетия, входит сетевая грамотность, поскольку сетевое общение выступает как новый вид коммуникации, в том числе обучающей. «Интернет постоянно заставляет нас переосмысливать познание и образование в ходе уточнения концепции грамотности». Поскольку перечисленные выше виды грамотности включают оценочный и этический аспекты, перед системой образования встает вопрос о воспитании критической автономии личности по отношению к информации, поступающей из разных источников. В данном случае проблема грамотности соотносится с теорией критического мышления.

Наряду с обозначением видов грамотности, обусловленных техническим прогрессом, интересны терминологические словосочетания, связанные с умением человека находиться и действовать в контексте культуры. Культурная грамотность обусловлена степенью причастности к определенному культурному фоновому знанию и соотносится со способностью понимать идиомы, аллюзии и неформальный контекст, создающие и представляющие ту или иную доминирующую культуру. Данный вид грамотности требует не только знакомства с широким кругом базовых знаний, составляющих ядро той или иной культуры, но и свободы использования этих знаний при создании языка социального общения и коллективных знаний. В такой трактовке понятие отражает конкретный национальный, социальный, культурный опыт. Термин введен в научный обиход во второй половине 1980-х годов американским культурологом Э. Д. Хиршем (E. D Hirsh), автором «Нового словаря культурной грамотности», выдержавшего несколько изданий. В России эта тема также актуальна, в последние годы не раз предпринимались попытки методически проверить культурную грамотность путем составления словников и тестовых заданий. Производны от этого значения такие словосочетания, как:

- грамотность в сфере национальной (традиционной) культуры, представление о которой связываются с повышением уровня знаний населения об обычаях, традициях, народной поэзии, музыке, танцах;

- поликультурная грамотность как «способность свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур».

Важным представляется такое понятие, как экологическая грамотность (Ecological literacy, Eco-literacy). Термин введен Давидом В. Орром (David W. Orr) и Ф. Капрой в конце 1990-х, чтобы донести до образовательной практики ценность и значимость для жизни человечества благополучия Земли. Авторы определяют экологическую грамотность как: знание принципов экологии, системное мышление, практическое следование экологическим ценностям. Сегодня экологическая грамотность понимается в общем виде как умение включиться в природоохранительную деятельность. Правда, при этом в стороне остается способность понимать язык природы (читать книгу природы), которым владели все без исключения народы в пору язычества, когда были неграмотны в классическом понимании этого слова (не обладали письменностью).

Даже беглый терминологический обзор делает очевидным тот факт, что в мире идут интенсивные процессы дифференциации и интеграции в сфере обнаружения и атрибуции различных видов грамотности. Достаточно успешно в течение десятилетий идет проработка отдельных ее проявлений (визуальная, компьютерная, коммуникативная и пр.), организуются соответствующие проекты и конкурсы.


      Полный текст статьи: Современный научный лексикон непрерывного образования, Выпуск № 2

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования