Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Медиа- и информационная грамотность в обществах знания

Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова       

В настоящее время появляются виды грамотности, тесно связанные с информационной грамотностью. Это комплексная грамотность (используются также термины «новые грамотности» или «мультиграмотность»); глобальная грамотность, трансграмотность и метаграмотность.

      Комплексная грамотность / новые грамотности / мультиграмотность

Сегодня наблюдается сдвиг от понятия грамотности в единственном числе к концепциям мультиграмотностей (Hagood 2000). Предпринимаются попытки задать новые рамки грамотности в соответствии с современным укладом жизни (Cervetti, Damico & Pearson 2006). Мультиграмотность формируется из личной, семейной/общинной и школьной грамотности (New London Group 1996; Hagood 2000) и включает культурную грамотность, медиаграмотность, функциональную грамотность, технологическую грамотность и информационную грамотность. По сути, поскольку информационная грамотность включает все прочие перечисленные виды грамотности, можно считать ее мультиграмотностью или комплексной грамотностью.

      Глобальная компетентность / грамотность

Глобальная компетентность описывается как знания, навыки и склонности, помогающие осознавать проблемы глобального уровня и обеспечивающие творческий и инновационный подход к их решению. Эти навыки позволяют познавать мир, понимать точку зрения других людей, обмениваться идеями с различной аудиторией и принимать меры к улучшению условий жизни (EdSteps 2010; Yildiz 2012). С учетом таких определений информационная грамотность, по-видимому, является важной составляющей и необходимым условием глобальной компетентности.

      Трансграмотность

Трансграмотность – способность читать, писать и взаимодействовать с использованием различных платформ, инструментов и средств, начиная с устной передачи информации, символов, письменности, печатного текста и заканчивая телевидением, радио, кино и цифровыми социальными сетями (Balko, Longley & Mackey 2010). Довольно трудно при этом определить, чем отличается трансграмотность от информационной грамотности.

      Метаграмотность

Метаграмотность можно определить как навыки критического мышления и сотрудничества в цифровую эпоху, которые обеспечивают возможность эффективного участия в социальных медиа и онлайн-сообществах. Сюда входят: понимание форматов и способов передачи информации, оценка обратной связи с пользователями, создание контекста для размещаемой пользователями информации, критическая оценка динамического контента, производство оригинального контента в различных медиаформатах, понимание принципов неприкосновенности частной жизни, информационной этики и интеллектуальной собственности, обмен информацией в партисипативной среде. Информационная грамотность занимает центральное место в этом определении (Mackey 2011), и два понятия частично пересекаются.

      Трансверсальные компетенции

К трансверсальным, или ключевым, относят компетенции, представляющие особую значимость как для отдельных граждан, так и для сообществ, полезные в разнообразных сферах жизнедеятельности (не только в учебе, не только в повседневной жизни, не только на рабочем месте) и важные для всех, а не только для квалифицированных специалистов (не только для инженеров, докторов и ученых, но и для обывателей, студентов, рабочих, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д.) (Rychen & Salganik 2001).

Это набор тесно связанных специфических компетенций, объединенных в рамках интегративного подхода: интерактивное использование соответствующих средств (языка, символов и текстов, знаний и информации, технологии); взаимодействие в гетерогенных группах (налаживание взаимоотношений с другими, сотрудничество, работа в команде, регулирование конфликтов и их разрешение); самостоятельная деятельность (действия на перспективу, формирование и реализация жизненных планов и личных проектов, защита и отстаивание прав, интересов, установленных пределов и потребностей) (Rychen & Salganik 2001).

Как следует из этих определений, информационная грамотность является трансверсальной компетенцией.

Нет ничего удивительного в том, что в информационном обществе информационная грамотность воспринимается как жизненно необходимый навык. Анализ показывает, что информационную грамотность можно рассматривать как многоаспектное комплексное понятие, объединяющее множество различных компонентов. Информационная грамотность как зонтичный термин вбирает в себя многие другие виды грамотности. Она частично перекрывается с новыми грамотностями, такими как мультиграмотность и глобальная грамотность. Информационная грамотность – это метаграмотность. Она трансверсальна по своей сути, и ее можно сравнить с айсбергом, истинные размеры которого гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Информационную грамотность легко можно назвать мегаграмотностью, которая образована множеством разнообразных навыков и грамотностей.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования