Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Эпос «Калевала» и его творцы

Л.Е. Петункина       

      Карелия относится к Балтийскому щиту и представляет собой область ледникового сноса. На северном берегу Онежского озера и в некоторых других районах Центральной и Северной Карелии ярко выражен тип рельефа: возвышенности, вытянутые преимущественно в северо-западном направлении, чередуются заболоченными понижениями. Большой известностью пользуются водопады Кивач и Гирвас на р. Суне.
      Зима в Карелии несуровая, средняя температура января от –8 до –12°С. Лето прохладное и короткое, средняя температура июля даже на юге республики не превышает 16–17° С.
      Карелия — страна лесов и болот. Около 87 % ее территории занято лесами и до 30 % — болотами и заболоченными землями. В лесах преобладает сосна.
      Карелия богата разнообразными полезными ископаемыми: железными рудами, слюдой-мусковитом, кварцево-полевошпатовыми материалами, декоративно-облицовочным камнем. Широко используются здесь леса.
      Климатические условия позволяют заниматься земледелием, но его развитие во многих районах затруднено сильной завалуненностью и каменистостью почв.
      В таких тяжелых условиях нужно было выжить и уметь обороняться от врагов. Именно суровая природа сформировала определенный характер людей, размеренность их жизни, воспитала деловые качества, строгость, сдержанность эмоций и создала предпосылки для возникновения сказочного эпоса.
      Прошло свыше ста лет с тех пор, как карело-финский эпос «Калевала» появился в мировой литературе. Это сокровище народной поэзии дошло до нас в виде цельного эпического произведения благодаря труду Элиаса Лённрота, посвятившего ему всю свою жизнь (1802—1884). Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал и любил народную поэзию. В 1828—1834 гг. он совершил несколько поездок в глубь Карелии, собрал и записал там сотни эпических рун, народных лирических песен и заговоров. Им был составлен окончательный текст «Калевалы», которая вышла в свет в 1849 г. и содержала 50 рун (22795 стихов).
      Составляя «Калевалу» из подлинных народных рун и сводя их воедино, Лённрот соблюдал верность духу народной поэзии Карелии. Певцы рун были простыми людьми из народа, которые пели их из поколения в поколение, на досуге, после тяжелого труда. Элиас Лённрот и его современники считали бесспорным, что руны «Калевалы» не только сохранились, но и родились среди карельского народа.
      Элиас Лённрот подметил в российской Карелии у местного карельского населения черты «некоторой внешней культуры, унаследованной с древних времен, и своеобразные следы какой-то коллективной жизни». «Об этом напоминают красивые свадебные наряды, ласкательные имена женщин, известное чувство красоты, выкрашенные пристани, вымытые полы, хорошо убранные и засаженные рябиной дворы», — писал Лённрот. Важнейшим проявлением духовной культуры было процветание эпических рун, которые карельский народ создавал и лелеял и которые дошли до нас в виде такого великолепного памятника, как «Калевала».
      «Калевала» является не исторической хроникой, а поэзией. Это — плод поэтического творчества народа древней Карелии. Ее следует рассматривать и расценивать в первую очередь с этой точки зрения.
      Сказания населены людьми труда, умелыми тружениками. Все жители Калевы, сказочной страны, и даже самый авторитетный из них — «отважный певец» Вяйнямёйнен — занимаются физическим трудом. Как мы знаем, труд облагораживает чело­века, дает ему независимость, способность выживать. В карелофинском эпосе пороки людей обличаются и высмеиваются, а положительные черты их характера культивируются и прославляются. В «Калевале» рассказывается о стремлении к богатству и власти, но этими качествами наделены не герои произведения, а их главный враг Лоухи, властная хозяйка Похъёлы (обиталища «лютых извергов»), которая в борьбе за свои корыстные цели в конце концов терпит полное поражение.
      Основной темой в рунах «Калевалы» является противоположность жителей Калевы и Похъелы и борьба между ними. В канву борьбы между Калевой и Похъёлой, представляющей собой остов в композиции эпоса, вплетены основные сюжеты и эпизоды «Калевалы». Все богатство идей эпоса связано именно с этой темой.
      Светлой, солнечной Калеве противостоит мрачная, холодная Похъёла. которую обычно называют страной мрака (Пиментолой). Попадая в Похъёлу, человек чувствует, что он пришел в край «людоедов» и «злодеев». Во дворе Похъёлы -
      Сто столбов там возвышалось...
Сотни там голов на кольях.

      Как это напоминает обиталище Змея Горыныча: черепа и кости -символы зла и в русских народных сказках.
      Жители Калевы высоко чтят труд и трудолюбие. Это чрезвычайно важное явление, явно вытекающее из коллективного характера труда в общинно-родовом обществе. У обитателей Похъёлы труд не в почете.
      Жители Калевы почитают знание, пение рун, музыку и красоту. Похъёла же является страной мрака и в духовном смысле.
      Основным источником обогащения Похъёлы и материальной основой власти Лоухи является чудо-мельница Сампо, которая беспрестанно производит различные ценности:
      И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую — для продажи,
Третью меру — на пирушки.

      Сампо является творением калевальского мастера, знаменитого кузнеца Ильмаринена. Герои «Калевалы» считают несправедливым, что Лоухи держит этот источник благосостояния народа в своем владении. Они отправляются в Похъёлу и требуют «дележа» Сампо, чтобы половину всех производимых благ получал народ Калевы, именно народ в целом, а не отдельные лица. Лоухи отвергает их требование.
      Приняв облик чудовищного орла, Лоухи догоняет жителей Калевы на море. Начинается страшный бой, в разгар которого Сампо скатывается в море и разбивается на куски. В ярости Ло­ ухи вопит:
      Власть моя отныне гибнет,
И могущество слабеет:
Под водой мое богатство,
В глубине у моря — Сампо.

      Богатство подводного мира... Как этот мотив напоминает нам русскую былину о Садко.
      Герои «Калевалы» не боги, но люди. Мифические существа и различные духи являются лишь неопределенным олицетворением сил природы. Герои эпоса — люди необыкновенные, живущие полнокровной жизнью. Поэтическое творчество народа, создавшее в течение столетий эти героические типы, несомненно, отразило в них черты многих существовавших в действительности не известных нам личностей. Фантазия народа наделила своих героев таким изобилием силы, деятельности и умения, которым не мог обладать ни один из их прообразов. В каждом из них содержится нечто необыкновенное, чему дивился и чем любовался народ. Герои эпоса отразили идеалы человеческой личности. Именно поэтому народ и пел о них и об их подвигах свои бессмертные песни.
      «Калевала» — не только замечательный литературный памятник прошлого. А.М. Горький не раз обращал внимание на содержательность и поэтические достоинства этого произведения. Знакомство с древней народной поэзией и правильное понимание ее внутренней целеустремленности он считал немаловажным фактором развития культуры и современной поэзии.
      Знакомясь с «Калевалой», современный читатель может оценить оптимизм далеких предков карелофинского народа, которые, преодолевая неимоверные трудности и опасности жизни среди суровой природы, борясь с окружающими враждебными силами, в высокопоэтических рунах выражали свои чаянья о конечном торжестве человека над силами тьмы.
      Все это роднит карело-финский эпос и эпос русского народа. Общечеловеческие ценности нашли отражение в культуре обоих народов. Поэтому так необходимо и интересно изучать этот фольклор, народные характеры.

      Статья опубликована в сборнике докладов и тезисов сообщений международной научно-практической конференции «Карелия: эпическая туристская программа». Конференция проходила в г. Петрозаводск 20—21 ноября 2002 года.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования