Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Древняя мудрость карельского слова

Елена Валга       

член Союза российских писателей      

      "Лучшее, что есть у каждого народа — это его язык. Лучшее, что есть в языке — это литература, на нем созданная. Лучшее, что есть в литературе — это поэзия". Иосиф Бродский в своей знаменитой Нобелевской речи с большой точностью определил значение языка в общем пространстве народной культуры.
      Лучшее, что есть в культуре карельского народа — это "Калевала". Эпос, пришедший из тьмы тысячелетий, до сих пор изумляет красотой и стройностью мироздания. Древние руны исходно реалистичны. В них запечатлено радостное чувство полнокровной земной жизни, ощущение прелести северной природы, любование уравновешенной гармонией сил. В древних сказаниях есть что-то наивное, пронзительно-щемящее, утонченно-трогательное.
      Красота окружающего мира казалась древним карелам не только божественной, но и строгой, требующей в обращении с ней особой осторожности как в словах, так и в поступках. При нарушении гармонии мира в жизнь человека вторгаются силы зла, избавиться от преследования которых самостоятельно невозможно, здесь требуется помощь мудреца, заклинателя, человека, знающего тайное слово, умеющего призывать на помощь невидимые природные силы.
      Происхождение земли древние карелы объясняли так:"из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая; из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный; из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части ясный месяц появился; из яйца, из пестрой части, звезды сделались на небе; из яйца, из темной части, тучи в воздухе явились" ("Калевала" руна 1), т.е. земля, по их представлениям, имеет форму сферы. Такое утверждение хорошо согласуется с древнегреческими мифами, с рассказами Гомера о жительстве богов на небесах, в небесном чертоге, под куполом небесного свода, причем купол описывается, как металлический ("железный", "медный", "многомедный").
      Лучший карельский кузнец выковал столь великолепный небосвод, им был герой "Калевалы" — Илмаринен. Вейнемейнен заслуженно восхищается его мастерством: "...Он кузнец и первый в мире, первый мастер он в искусстве, ведь он выковал уж небо, крышу воздуха сковал он, так что нет следов оковки и следов клещей не видно" (руна 7).

      Воздух — мать всему на свете

      Древние карелы считали, что две стихии управляют миром — ветер и вода. Ветер порождает огонь, а вода — лед. Главные герои эпоса "Калевала"- "старый, мудрый Вейномейнен" и Илмаринен умеют управлять этими стихиями, знают, как призывать их, преобразовывать в благоприятные для человека энергии.
      "Молвил старый Вейномейнен, говорил слова такие: воздух — мать всему на свете, старший брат — вода на свете, младший брат воды — железо, и огонь — их брат середний. Укко, тот творец всевышний, сам он, Укко, бог небесный, отделил от неба воду, разделил он воду с сушей, не рождалось лишь железо, не рождалось, не всходило"(руна 9).
      Вейномейнен "пел вещей происхожденье, по порядку все заклятья, ...сам собой распался воздух, из него вода явилась, из воды земля возникла, из земли пошли растенья. Он пропел, как создан месяц, как поставлено и солнце, как столбы ветров явились, как возникли в небе звезды".
      Люди, жившие в далекой древности, передавали в рунах эпоса "Калевала" свое восприятие мира, поэтому в мифологических построениях отражаются первоначальные представления об устройстве Вселенной. Древние карелы сформировали определенную систему, они увидели цикличность природных явлений, определили место человека в общей гармонии природы. Единое, цельное мировоззрение помогало в повседневной жизни, задавало ей определенный ритм, и этот ритм не нарушал общего ритма окружающего мира.
      В признании божественного могущества стихий воздуха и воды карельский народ не одинок. В мифах древнейших цивилизаций мира — индийской и китайской, стихии ветра и воды тоже считаются сильнейшими, им приписывается магическая сила.
      Ветер в древнем Китае всегда был символом космической силы. Ветер не знает преград, он пронизывает живительной силой все уровни бытия; ветер — это движение, полет, пробуждение. Стихия воды более таинственна, она хранит в себе глубинные энергии покоя.
      С 3 тыс. до н. э. в Китае существует древняя система предсказаний, называемая фэн-шуй (фэн — ветер, шуй — вода). (В России множество рек имеет название Шуя, неужели сходство названий — совпадение? В карельском языке есть созвучное слово — uija — плавать). Древние китайские мудрецы набюдали за небосводом, составляли звездные карты, включали полученные данные в календарные системы, наполняя их все новыми и новыми данными.

      Чтение книги природы

      Цикличность земных явлений — приливы и отливы, времена года, циклы Луны и Солнца — позволили древним наблюдателям расчленить общий поток времени на определенные промежутки: год, сезон, месяц. Чередование дня и ночи создало более короткую природную единицу отсчета времени — сутки, причем при вращении звезд по небу Солнце участвует в общем согласованном движении как обыкновенная звезда, в то время как Полярная звезда стоит на месте, являясь центром общего круговорота. Процесс движения рождает понятие времени, а поскольку в точке неподвижности движения нет, значит, нет и времени. Здесь время как будто бы хранится, свернутое в точке покоя. Такая особенность Полярной звезды выделила ее среди других и, возможно, поэтому, она стала местом пребывания главного бога. "Укко, ты в пупе небесном, на окрайне туч гремящих, ты сойди, тебя прошу я, поспеши, я призываю!" (руна 17).
      Наличие неподвижной точки на небосводе предполагало наличие вертикальной оси, волшебного столба, вокруг которого вращается небосвод. Древние карелы предсталяли его в виде дуба, Мирового Дерева — Vuarnu, достигающего неба. Руны "Калевалы" повествуют: "...дуб из них былинкой вырос...дал широких много веток, веток с зеленью густою, до небес вершину поднял, высоко раскинул зелень, облакам бежать мешает, не дает проходу тучам, закрывает в небе солнце, заслоняет месяц ясный" ("Калевала" руна 2).
      Карельское выражение vuarnal, переводимое в современное время как "уволенный с должности", первоначально означало "сброшеный с Мирового Дерева". На бытовом, обыденном уровне слово vuarnu обозначает деревянную стойку-вешалку с боковыми ответвлениями вроде обрубленных сучьев.
      Тема высокого растения, по веткам которого можно добраться до неба, присутствует в преданиях древних египтян, финикийцев, сирийцев, древних персов, индийцев, германцев, китайцев, кельтов и других народов мира. Позднее, с усилением влияния религии, мотив сказки несколько изменился — по ветвям дерева стало возможным добраться до места пребывания Бога.
      В мифах многих древних народов — египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, индусов, китайцев — также рассказывается о подобном вертикальном столбе, упирающемся в Полярную звезду. Различаются лишь подробности. У одних народов — это Столп, Мировое Дерево, Центр Мира, у других — Веретено, Мировая Гора. Греки не только дали Митовой Горе название — гора Атлас, но и определили место её нахождения — Атлантический океан (гора Атлантиды). Как бы ни называли народы эту вертикальную ось, функция у нее была одна -"держать" небосвод, не дать ему упасть.
      На основании данных фактов ученые сделали вывод о том, что "идея изначальной центральной горы принадлежала неразделившемуся человечеству" (Самюэль Бил).
      Давая напутствие пчеле, летящей за волшебной мазью, героиня эпоса "Калевала" подробно описывает путь: "Полетишь отсюда славно, зажужжишь вверху прекрасно выше месяца под солнцем, мимо дивных звезд небесных. В первый день там пролетая, ты виски луны заденешь, на другой день подлетишь ты у Медведицы к лопатке, а на третий станешь выше Семи звезд. Под их спиною не длинна уж там дорога, небольшая лишь полоска там до божьего сиденья, до убежища святого" (руна 15).
      В индийском мифологии Мировое Древо обладает свойством "удовлетворять все желания, оно дает избавление от голода и жажды, это — источник счастья и славы". Похожие свойства удивительной мельницы Сампо описываются в "Калевале": "И кузнец, сам Илмаринен, (он)...выковывает Сампо, что муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег", причем в эпосе непременно подчеркивается, что крышка у чудесной мельницы Сампо "пестрая", как небесный свод.
      Норвежские мифы также рассматривают вселенную, как дерево — дерево Иггдрасиль, корни которого уходят в глубины ада, средние ветки — образуют мир людей, а вершина служит прибежищем богов.
      По положению звезд на небе древние карелы определяли не только направление пути, но и время. "...Коль петух кричать не будет, не зовет хозяев птица, то по месяцу следи ты, по Медведице на небе, ...коль Медведица так прямо головою к югу станет, а хвостом своим на север — значит, время подниматься". ("Калевала" руна 23).

      Ориентация по сторонам света

      Ориентация по сторонам света устанавливается по положению солнца на небосводе. Солнце — по-карельски "paiuvu"(пяйвю) — имеет второе значение — "день" — светлое время суток. (В древнейших языках мира — шумерском, китайском и др., слово, обозначающее "солнце", также несет в себе второе значение — "день", а также такие понятия, как — "светлый", "ясный", "сияющий"). Название Луны, как планеты, совпадает с временным промежутком, получившим название "месяц" — kuu, — период от одного новолоуния до другого.
      Восток, как географическое направление, представлено в карельском языке сложным составным словом paiuvunouzirandu (paiuvu — солнце, nouzi — вставать, randu — берег). Запад — это paiuvulaskurandu (paiuvu — солнце, lasku — спускаться, randu — берег). Северное направление — pohjoni. Если идти на север, то, по мнению древних карел, можно добраться до основания мира, опуститься на самое его дно (pohju — дно, основание, подошва). Вертикаль мирового устройства — дно (мрак, холод), средняя часть (мир людей), ветки (звезды, месяц, солнце, божий чертог) определена довольно ясно.
      Юг, как самое любимое направление северян, обозначается в карельском языке несколькими словами. Lamminmua — теплый край, юг. Puolipaivu — юг, дневная стороны мира. Suvi — юг, лето. Интересное значение имеется у слова paiuvola — поэтическая страна, где солнце не заходит. Есть даже фольклорное выражение paiuvolan paivazet on piduhus — дни в стране солнца длинные.
      Красота солнца вызывала множество неповторимых ассоциаций, к примеру, слово paiuvazes, обозначающее "красивая девушка", "красавица", дословно переводится, как "от солнца отколотая девушка".

      Звезда — путь — знание — письмо

      В долгих путешествиях жизненная необходимость заставляла мореходов, охотников, рыбаков уметь определять правильное направление пути. Полярная звезда, никогда не меняющая свое положение на небосклоне, была доброй в том помощницей путешественникам, она всегда указывала путь на север. Такое сочетание понятий "звезда — путь" нашло отражение в языке карел. Tiahti — звезда, tie — путь. Tie в значении "дорога", "путь" лежит в основе слов tiedia — "знать", tiedo — "знание".
      "Во всех странах, где свирепствовал холод , — пишет Ж.Феврие, -, человек в обеспечении своей повседневной жизни зависел много больше от результатов своей охоты, чем от собирательства. И вот снежный покров образовывал, если использовать это избитое выражение, "природную книгу", на которой всякое существо вынуждено было оставлять свой отчетливый знак. ...Следовательно, можно сказать, что эти народы научились читать раньше, чем научились писать".
      "...Следующую ступень в развитии письменности составил способ передачи мысли образом. ...Подобное письмо представлено и найдено в Сибири и в Карелии на берегах Онежского озера. Многочисленные картины изображают проишествия охотничьей, кочевой и религиозной жизни древних обитателей этих мест" (Ф.И.Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания. Спб. дорев. изд.). Петроглифы карельского края, безусловно, принадлежат к уникальным памятникам древней цивилизации Севера. Присутствие в рисунках, выбитых на камне, так называемых солярных знаков, при дальнейших исследованиях может оказаться прообразом букв.
      Умение читать книгу природы привело к появлению знаков-символов, простейших меток, основная цель которых — выделить какой-то предмет из числа подобных. Рисунок для знаков-символов повторял природные графические узоры — следы птиц или зверей на снегу, форму солнца, луны, звезд. Слово tiahti в карельском языке имеет еще одно значение — метка, клеймо. Метки делались для различия бревен в срубе, овец в стаде, выборе нужного дерева в лесу, и т.д.
      "К очень древним эпохам, вероятнее всего, к верхнему палеолиту, восходит и применение ..."знаков", не имеющихся в природе, ...в том числе таких сравнительно сложных, как палки с зарубками, позднее названные бирками. От конца верхнего палеолита сохранились кости животных с нарезанными на них прямыми и перекрещивающимися линиями. Они применялись для счета, оформления различных договорных отношений между людьми".
      Бирки применялись при купле-продаже. "Как народ, занимающийся торговлей, карелы прибегали к торговле в долг, следы чего сохранились ... в так называемых бирках. Теперь бирка — выструганная из дерева тонкая пластина, диагонально разрезанная на две части. При заключении торговли в долг сумма долга обозначалась на пластинах поперечными разрезами, после чего кредитор и должник брали каждый свою часть. При уплате долга кредитор и должник избегали спора, видя сумму долга".
      Применялись бирки и в кожевенном деле. Для того, чтобы мастер не перепутал, какую шкурку от какого заказчика получил, "...на кожах прикреплялись деревянные плашки (бирки). Одна (половина) плашки остается на коже, а вторая у самого хозяина. Если я сдал кожу, то у меня плашка дома. Приеду получать свою кожу (а их по сотне и по двести штук у кожевника), я свою найду: ага, подошла плашка, это моя кожа. На ней зарубки сделаны: которая прямо, которая наискось. В конце плашки привязаны веревочки; она расколота, отколотая часть, половинка, у меня, в ней зарубка, к ней приставишь вторую часть — подходит. Если кожа чужая, не подходит плашка: зарубка не совпала. Свою кожу найдешь сейчас." (Г.Н.Макаров Образцы карельской речи).

      Путь к алфавиту

      "Для того, чтобы сообщать мысли и чувства, должна существовать общепонятная система условных знаков или символов, которые, будучи применены одними лицами, оказываются понятны другим." (И.Е.Гельб. "Опыт изучения письма"). Выработано много средств, с помощью которых можно передавать информацию — это жесты, мимика, оптические сигналы — дым костра, свет фонаря, семафора, специальная азбука для глухонемых и т.д. Чаще всего люди общаются между собой при помощи звуковой речи, преобразующей мыслительное состояние человека в звуковую форму. Звуковая речь обладает двумя недостатками — она возможна только при непосредственном общении и имеет ограничения при передаче информации во времени и пространстве. Потребность в сохранении знаний привела к развитию иного пути — графического, предполагающего фиксирование информации с помощью условных знаков, символов, меток на предметах, изображений.
      Возможность сохранения информации при помощи знаков обеспечила дальнейшее развитие человечества — от создания "пиктографического" письма, как ветви первобытного изобразительного искусства, до современных алфавитов. Среди изобразительных памятников мезолита Западной Европы особое место занимают так называемые "масдазильские знаки". "Знаки" эти, обнаруженные в 1887 г. в мезолитической пещере Мас д Азиль (французские Пиринеи), представляют собой плоские камешки (гальки) с нанесенными на них красной охрой геометрическими узорами. Некоторые ученые тут же занесли их в разряд памятников древней письменности.
      Галечный камень с высеченными на нем линиями, составляющими сложный геометрический узор, найден на месте расположения мезолитической стоянки в Карелии. Тайна его не разгадана до сих пор. В настоящее время он находится в археологическом музее Института языка, истории и литературы Карельского научного центра Российской Академии наук.
      Первые системы письма возникли на Древнем Востоке. "Простейшие формы шумерских письменных памятников представлены бирками, или этикетками, с отверстиями и следами шнура, которым они были первоначально привязаны к какому-то предмету или группе предметов. На таких бирках, обычно изготовлявшихся из глины, реже — из гипса, не было ничего, кроме оттиска цилиндрической печати, то есть знака собственности лица, пославшего предмет, и иногда пометки, указывавшей число посланных предметов" (И.Е.Гельб "Опыт изучения письма"М.1982).
      "Письмо казалось волшебством, магией. Вавилоняне поклонялись богу Набу, покровителю науки и письменности. Древние китайцы полагали. что письмо изобретено ...богом торговли. ...Согласно библейской традиции древние евреи получили "божественное" письмо. ...Мусульмане утверждают, что письмо изобрел аллах. Скандинавские саги называют творцом рун бога Одина, а карельско-финские племена — бога Йомалу. В древнем Египте создателем письма считался бог мудрости Тот, а сама иероглифика именовалась "письмом слова бога". (А. Кондратов. Книга о букве М.1975)
      Буквенно-знаковое письмо, обеспечивающее достаточно точную передачу слов, облегчало и значительно ускоряло процесс обучения грамоте. Установившиеся обширные торговые, культурные и иные связи между народами, четкая графичность письма, чрезвычайная его простота способствовали быстрому распространению грамотности, позволяли приспособить новый способ письма к языкам разных народов, не вызывая особых неудобств.
      "К концу античной эпохи латинское и греческое письмо приобретают международный характер, получают широкое распространение у всех народов, входящих в состав Римской империи или находившихся под ее культурно-политическим воздействием. Что же касается молодых "варварских" племен Западной Европы, то из них самобытную письменность сравнительно долго сохраняли скандинавские и другие племена, пользовавшиеся "руническим" письмом, и ирландцы, пользовавшиеся "огамическим" письмом".

      Руны — буквы, руны — сказания

      Древнейшие рунические надписи — скандинавские — встречаются на оружии, украшениях, предметах утвари и относятся не позже чем к 3 веку; в Германии и Англии рунические надписи известны с 4 — 7 веков. В связи с распространением христианства руническое письмо подвергается преследованиям, как языческое, и к 10 веку частично сохраняется лишь в Скандинавии.
      Большинство ученых считает, что руны некогда представляли собой простейшие знаки собственности, племенные, счетные знаки, а также знаки, применявшиеся при гадания и совершении магических действий. В качестве примера можно привести карельские клейма, хранящиеся в Русском музее Санкт-Петербурга. В "Материалах по этнографии России" т.3, в.1 на стр.153 приведены прорисовки карельских клейм, одно из которых является руническим знаком Дагаз, символизирующий радость, процветание, благополучие.
      Встречаются рунические талисманы со словом Laukaz. Это древнеисландское слово означает "дикий лук". Карельское название зеленого лука — lauku — пришло к нам из глубин веков и сохранило свое древнее звучание в неизменившемся виде. (Вероятно, оно является прообразом русского слова "лук"). Руна воинов Турисаз посвящена богу Тору. Карельское слово tora так и переводится — драка. Бог Тор обеспечивает защиту от разрушения, поэтому эту руну часто применяли для восстановления нарушенной справедливости. Название руны Урус тоже имеет аналогию в карельском языке. Urai — дикая, необузданная сила. Смысл еще одной руны — Хагалаз хорошо объясняется при переводе карельского слова hago — "гниль", "разложение". Руна предрекает изменения в жизни, распад сложившегося мира.
      Рунические надписи на поминальных памятниках в Эстонии, на о. Готланд, в Упланде (Швеция), датируемые началом, серединой и второй половиной 11в. упоминают Хольмгард (Новгород). В период 11-13 веков внешняя торговля древней Руси достигла наивысшего расцвета. По тексту договора Новгорода с Ганзой видно, что карелы вели самостоятельную торговлю с ганзейскими купцами. Богатство кладов, найденных на территории древнего Кирьялаланда, удивительно — один из них содержал 12300 германских монет 11 века общим весом в 12,5 кг серебра!
      Письменность карел формировалась на основе богатых традиций устного народного творчества. Старейшим письменным памятником (1238-1268г.) является берестяная грамота №292, обнаруженная в 1957 году археологической экспедицией проф. А.В.Арциховского в Новгороде. "Прибалтийско-финская, а точнее, карельская принадлежность языка грамоты не вызывает сомнений"(Кочкуркина С.И. "Народы Карелии").
      "Деятельность древних карел широко освещена как западноевропейскими, так и русскими письменными источниками. ...Западноевропейские материалы, касающиеся истории Карелии, представлены ... древнеисландскими географическими сочинениями, исландскими анналами и сагами; латиноязычной хроникой История Норвегии. ...База источников дополняется фрагментом договора 13 в. между Норвегией и Новгородом, буллами папы римского и шведскими рифмованными хрониками: древнейшей Хроникой Эрика 13 — 14 веков и Хроникой 15 века"(Кочкуркина С.И. "Народы Карелии").
      В Старой Ладоге при раскопках городища найден редчайший экспонат — деревянный стержень с нанесенной на него рунической надписью, изложенной, предположительно, в стихотворной форме. Ученые относят его создание к первой половиной 9 века.
      Общие торговые интересы способствовали сближению людей. Знание грамоты, а еще более любовь к знаниям, к постижению нового стало обособлять карел от других народов. Местность, на которой они проживали, именовалась в древности Кирьялаландом. "Kirja", в переводе с карельского, означает "книга", "kirjain" — "буква", "kirjaine" — "письмо", "kirju" — грамота, грамотность, а "кирьялы" — народ, знающий буквы, умеющий читать и писать.
      Карелы хорошо знали своих соседей, они сложили о них свое собственное представление. Россия, в переводе с карельского, обозначает место проживания русских (ros — "русский", sija — "место нахождения, пребывания"), при этом нужно отметить, что слово "русский" в старых грамотах писалось с двумя гласными "роуський". Эта особенность написания слов в русских летописях ("гоусиный", "глоубинный", и т. д., даже фамилия "Капустин" написана "Капоустин"), дает основание предполагать финско-угорскую национальность летописца. Время не изменило особенностей языка. В нынешнее время человек карельской национальности вместо слова "магазин" непременно скажет "муагуазин". Такова любовь карел к сдвоенным гласным.
      Можно также предположить, что переход на одну гласную в слове "роуський" дал жизнь как "русам", так и "россам", поэтому первоначальное название нашей страны, вероятно, звучало, как Руссия, что также встречается в летописях. Почему красный цвет соотносился в понятием русский (ruskei в переводе с карельского "красный")? Вероятно, это объясняется тем, что именно красный цвет имели варяжские корабли, прибывавшие в северные земли.
      В названиях каких еще стран слышится карельское sija? В названии Пруссии — страны, где жили в давние времена пруссы, и Персии — страны, где жили персы. Видимо, именно с этими странами у древних карел были наиболее длительные и постоянные торговые связи.
      Только многичисленностью карельского народа, его влиятельностью в международных отношениях можно объяснить тот факт, что географические названия, данные карелами соседним странам, сохранилась в веках.

      Карелия в едином культурном пространстве Европы

      "Графика рун — отсутствие округлых линий — позволяет предположить, что основным материалом для рунического письма служило дерево"(Мельникова Е.А.).
      Вырезание букв на дереве имеет очень древние истоки. "В древнейших китайских надписях (иньских) встречается знак "книги", изображающий связанные между собой деревянные дощечки". "Деревянные дощечки были известны евреям в период написания Книги Царств, а грекам — во времена Гомера, но римляне первыми ввели их в употребление. Они имели форму книги или портфеля, в несколько листов (двухстворчатый или многостворчатый складень) или наподобие ширм. В архивах Франции до сих пор хранится такая дощечка с записями на них расходов короля Людовика 9-го за 1256-1257 год" (Иллюстрированная история книгопечатания. Спб. дорев.изд).
      В зарубежных и отечественных источниках можно встретить запись о том, что "финны и карелы говорят собственным языком и пишут готскими буквами". О карельском способе гадания рассказывается в "Калевале". Вот как это происходило: "Старый, верный Вяйномейнен, тайноведец вековечный, щепок из ольхи нарезал, уложил их с тайным смыслом, перевертывать их начал, пальцами на место ставить. Молвил он такое слово, говорил такие речи:"...Ты скажи мне правду, жребий, ...молви истинное слово, предреки судьбы веленье!" (руна 49 в переводе А.И.Мишина). Подобным образом пытались узнать будущее и древние германцы в первом веке н.э. Римский историк Корнелий Тацит описывает процесс гадания так: "...срубленную с дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем на белоснежную ткань..."(Тацит, стр. 357).
      "Те знаки должно рассматривать как прообраз рунического письма; сходство рунических знаков с буквами латинского письма и греческого алфавита ученые установили в первой половине 20-го века, связывая его с готским культурным потоком" (Древняя Русь в свете зарубежных источников). Если принять во внимание, что в готском культурном потоке участвовали и представители карельской народности (на острове Готланд при археологических раскопках найдены предметы древнекарельского происхождения), то использование деревянных плашек для гадания, нанесение на них знаков, а впоследствии рунических букв, позволяет предполагать, что в древние времена в Северной Европе существовал единый очаг формирования древнеевропейской письменности.
      Накопилось много фактов, подтверждающих участие Карелии в общем процессе развития культуры Европы. К такому выводу можно приити при изучении языкового материала. К примеру, карельское meri — "море" созвучно с немецким meer и французским mer; hattu — "шляпа" с немецким hut, английским hat; kuldu — "золото" с немецким gold, английским golk; ankeri — "якорь" с немецким anker, с французским ankre, с английским anchror; suuppu — "суп" (от suu — рот), с немецким suppen, с французским soupes, с английским soups"; loukko — "дыра" с немецким loch; langu — "нить" с немецким lang (длинный); randu — "берег" с немецким rand; pardu — "борода" с немецким bart; vaha — "воск" с немецким wahs; nuaglu — "гвоздь" с немецким nagel; haravu — "грабли" с немецким harke. Карельское слово mies — "мужчина", "господин" находит аналог во французском messieurs, а карельское слово pereh — "семья" во французским же pere — "отец".
      Наиболее древнее название обуви означает "след". Карельское jalgi — "след", преобразованное в kengat — "обувь", созвучно с английским walking, а общая основа этих слов, вероятно, является древним предком знакомого миллионам людей слова "колготки". То же можно сказать о слове "полиция". Карельская основа puolistai — "защитник" проявляет себя как в смысловом выражении, так и буквенном написании.
      Красота древней мысли, изложенная в поэзии, мифе и словосложении — это великие творения ума древних карел, напрочь отвергают многовековые обвинения в варварской дикости народа, они говорят как раз об обратном — о высоких достижениях жителей карельского края в формировании и развитии как философских, так и естественных наук. Человек, по мировоззрению карел — составная часть общества, поэтому он должен служить тому, что является благом для всего коллектива. "Запретил тут Вейномейнен... поколениям грядущим, возрастающему роду перед золотом склоняться, серебру уступку делать" ("Калевала" руна 37). Эта древняя заповедь много веков сплачивала, соединяла людей, поднимала их на новую ступень развития. Она невольно заставляет вспомнить рассказ Платона:"...они (атланты) не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но храня трезвость ума, отчетливо видели, что все это обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью".

      Источник: Авторский сайт Елены Валга

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования