Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Майю Лассила (26.11.1868—20.05.1918)


    


      Майю Лассила (Maiju Lassila) (настоящее имя Альгот Тиетявяйнен = Algot Tietäväinen-Untola) родился 26 ноября 1868 года в Западной Карелии в Волости Тохмаярви, в крестьянской семье среднего достатка. Предки Альгота 300 лет владели землей в деревне Пейонниеми, однако из-за денежных затруднений Тиетявяйнены были вынуждены расстаться со своим родовым гнездом и переехать в Рускеальский приход, в деревню Маткаселька. Мальчик ходил в народную школу в Рускеала и считался одним из самых способных учеников в классе, так как он с детских лет отличался превосходной памятью и страстной любовью к чтению. К сожалению, Альгот не приобрел близких друзей среди одноклассников (из всех соучеников он более-менее тесно сошелся лишь со своим соседом по парте), однако все они вспоминали его как очень жизнелюбивого мальчика, который уже тогда относился ко всему с юмором и иронией. В 1881 году умер отец, и чтобы хоть как-то прокормить детей, его мать вышла замуж за батрака их хозяйства, Юхана Скоффски, что стало для двенадцатилетнего подростка большим ударом, так как он очень любил свою мать. В том же году Альгот взял себе вторую фамилию – Унтола. Как он сам объяснял “для краткости”, но об истинных причинах этого поступка мы можем только догадываться. Отношения с отчимом у Альгота не складывались. Юхана часто бил детей, да и хозяином оказался никудышным. Дела шли все хуже и хуже, а вскоре хозяйство пришлось продать за долги.
      Нашему герою пришлось проститься с мечтой продолжить учебу в лицее Йоэнсуу, и в четырнадцать лет юноша нанялся в батраки. Много и тяжело работая, Альгот каждую свободную минуту проводил с книгой, был активным читателем библиотеки в Тохмаярви и даже выписывал Сортавальскую газету “Ладога”, так как хотел быть в курсе всех важных событий. В 1887 году по протекции местного учителя, а также пастора Экрота, готовившего учащихся рускеальской школы к конфирмации и обратившего внимание на способного ученика, юный Тиетявяйнен поступил в Сортавальскую учительскую семинарию. Это стало одним из судьбоносных моментов в жизни юноши, так как учеба в нашем городе помогла ему вырваться из провинциального захолустья. Так как Альгот был очень беден, во время учебы он жил при семинарии на государственном обеспечении. Учился юный семинарист с охотой, экзамены сдавал легко, а в свободное от учебы время жадно читал художественную литературу. Преподаватели семинарии помогли юноше развить его природные способности к изучению иностранных языков, а также – любовь к мировой истории. По свидетельствам товарищей, Унтола мог цитировать учебник по этому предмету наизусть и с любого места. За свои старания и ученость он получил в кругу семинаристов шуточное прозвище “доктор Тиетявяйнен”. Впрочем, как умный и наделенный чувством юмора человек, Альгот на них не обижался. Наоборот, он всячески старался всячески оживить подчас кладбищенскую атмосферу семинарии веселыми проказами и розыгрышами. Не оставлял он своих проделок и на курсах резервистов, обязательных для всех учеников семинарии. Так, многим сокурсникам запомнилась история о том, как Альгот, назначенный в тот день часовым, не пустил внутрь военной части жену фельдфебеля, мотивируя это тем, что на ней нет знаков отличия. Женщина смогла попасть внутрь, только когда пришел ее муж и самолично открыл ворота.
      Хотя родственники и пастор Экрот оказывали юноше финансовую поддержку, но из-за денежных затруднений Альгот вынужден был оставить учебу незадолго до выпуска. Юноша вынужденно замещал некоторое время учителя в Рускеальской школе. Наконец, в августе 1891 года (на три месяца позже своих сокурсников) Альгот Тиетявяйнен получил свой долгожданный диплом и место учителя в Рааха (Западная Финляндия). Отсюда начался его долгий преподавательский путь. Почти девять лет Унтола не только с успехом учил других, но и активно развивал свои собственные способности. Например, известно, что Альгот практически самостоятельно освоил русский, немецкий, шведский, французский, английский, итальянский, латинский, а позднее – интересовался японским и китайским языками. Он работал во многих уголках страны, в том числе и в Выборге. Здесь Лассила познакомился с русской семьей. Ежедневное общение с этими людьми послужило ему прекрасной языковой практикой, а знание русского языка явилось основой для приобщения Альгота к русской культуре. Именно тогда наш герой впервые начинает задумываться о переезде в Санкт-Петербург. Чуть позже, при содействии тех же русских знакомых, эти планы стали реальностью.
      1900-ый год. Альгот Унтола живет на Выборгской стороне и работает скромным служащим в одной из торговых фирм. Ничего необычного. Однако вскоре бурная политическая жизнь столицы Российской империи захлестнула Тиетявяйнена с головой. В Петербурге он довольно близко сошелся с активными представителями русского освободительного движения и даже (по одной из версий) был причастен к деятельности тайной террористической организации, вероятно, эсеровского толка. Тем не менее, одно из самых трагических событий в истории России – революцию 1905-го года – Лассила встретил у себя на родине, в Финляндии, куда он вернулся летом 1904-го года. Он снова учительствует в сельской глуши, а также активно участвует в политической жизни, но уже на стороне так называемых “старофиннов”. Эта партия принадлежала к числу самых консервативных политических партий тогдашней Финляндии. Ее члены выступали за сотрудничество с самодержавием и против радикальных изменений в жизни страны. В 1907 году происходит очередной поворот в судьбе Альгота Тиетявяйнена. Он окончательно отходит от какой бы то ни было политической борьбы, и поселяется в Хельсинки, в маленькой комнатенке в районе Тёёлё. Здесь он ведет жизнь настоящего отшельника: сам себе готовит пищу, убирает комнату, практически ни с кем не общается и скрывает ото всех свое имя и род занятий (в домовой книге в этой графе значится: “разнорабочий”). Между тем, именно здесь, в полутьме его тесной каморки рождаются его романы “Хархама”(1909 год), “Беспомощные”(1913 год), повесть “За спичками” (1910 год) – и еще более двадцати разного рода художественных произведений. В финской литературе появляется писатель с богатым внутренним миром и особой манерой письма. Впрочем, долгое время никто не догадывался, что все эти произведения принадлежат перу одного и того же человека… Сохранять тайну своего авторства писателю удавалось прежде всего за счет крайне уединенного образа жизни. Помимо уже упомянутых здесь чудачеств, стоит рассказать еще и о том, что все свои дела с издательством он вел исключительно по переписке, хотя вполне мог бы дойти до него пешком. Когда он получил премию за свою повесть “За спичками,” он не явился на вручение, а от денег – отказался через газету. Никто не знал Майю Лассила в лицо, поэтому неудивительно, что критики обсуждали его творчество в разделе “женщины – писательницы,” ведь Майю – женское имя. Ирмари Рантамала, Й.И. Ватанен, Вяйнё Штенберг, Лиисан-Антти, Юсси Порилайнен, и, конечно же, Майю Лассила – все это творческие псевдонимы писателя. Но еще больше, чем обилие “ложных” имен и фамилий, читателей и критиков смущало то, что стиль Майю Лассилы был совершенно непохож на манеру изложения, например, Ирмари Рантамала. Так, последний, изображая жизнь городской и сельской бедноты концентрирует свое внимание на социальной несправеливости. Здесь нет места для сатирических приемов и насмешки, трудовая жизнь героев показана во всех ее мрачных деталях и без улыбки. Повести Майю Лассила, напротив, переполнены юмором и смехом. Жизнь его героев тоже полна проблем, а характеры – недостатков, но все это так мастерски высмеивается автором, что у читателя возникает невольное сочувствие к ним … Создается впечатление, что Альгот Унтола не просто подписывал свои произведения разными именами. Принимая на себя новый псевдоним, он как будто бы на время становился другим человеком, а это – артистизм высшего порядка.
      Общественно-политическое молчание Лассилы было прервано им в 1916 году, когда в социально-демократической газете «Тюмеис» («Tyb'miles») были опубликованы его знаменитые «Письма буржуа». В них автор окончательно разрывает свои связи со «старофиннами» и заявляет о своей полной солидарности с социалистическим рабочим движением. В «Письмах» Лассила говорит также о том, что намерен закончить свою карьеру писателя. С 1916 года наш герой становится журналистом газеты «Тюмеис», на страницах которой он ведет активную пропаганду социалистических идей. В трагические дни 1918 года, когда стало ясно, что революция в Финляндии находится на грани поражения, Лассила дни и ночи проводит в редакции, сочиняя мужественное воззвания красноармейцам. Его арестовали 13 мая 1918 года недалеко от места работы, а 20 мая - расстреляли по приговору военного суда. Почему он не уехал из Хельсинки, хотя у него была такая возможность? Почему шел по улице открыто, почти демонстративно, хотя знал, что его ищут? И, наконец, где покоится его прах? На все эти вопросы можно дать лишь приблизительные ответы. Исследователи считают, что Лассила был похоронен в общей могиле в Хельсинки, на территории крепости Суоменлинна (в те годы здесь находилась тюрьма) вместе с другими жертвами тех дней. Много позже на городском кладбище появилась символическая могила.
      Так случилось, что в пору тотального запрета на публикации произведений М.М.Зощенко, единственным источником его дохода становятся переводы. Майю Лассила оказался в числе тех авторов, чьи произведения помогли русскому сатирику заработать на жизнь. Вот как Михаил Михайлович отзывался о своем финском коллеге : «— А что Лассила?... Отличный писатель: лаконичный, умный, насмешливый, точно знающий, чего хочет. Я сужу, правда, лишь по двум романам, которые переводил, остальное мне неизвестно. Он обожает путаницу, неразбериху, я — тоже, хотя мне почти никогда не удавалось устроить такую кутерьму, как в «Воскресшем из мертвых» или «За спичками»... В жизни впрямь много путаницы, чепухи, диких совпадений, бессмыслицы, и Лассила был истинным поэтом самого невероятного вздора. Интересно, чему это соответствовало в нем самом? Случайным такое не бывает... Насколько мне известно, в жизни он был человеком серьезным, трудным, ищущим, с радикальными политическими взглядами, за что поплатился жизнью... Как-то не подходит юмористу? — Уголки губ чуть дрогнули усмешкой. — А может, наоборот, подходит?» На этот вопрос нет однозначного ответа. Да он и не нужен. Думается, что мудрее будет перечитать повести Майю Лассилы, посмеяться над чудачествами героев, рассказать об их приключениях своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь в этом, наверное, и заключается смысл творчества и тайна писательского бессмертия.

      Текст: Екатерина Максимова
      http://serdobol.sortavala.info/belletrist3.html

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования