Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Традиционный крестьянский костюм Кондопожской волости Петрозаводского уезда конца XIX века (по материалам этнографической экскурсии М. Краковского)

Л.Е. Трифонова       

Петрозаводск      

 

  title=       В фондах Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина хранится архив фотографий М. А. Круковского, датируемый 1899 годом.1
      Фотоархив представляет собой отчет о поездке исследователя по Олонецкой губернии, результатом которой стала публикация его книги "Олонецкий край".2 За время экспедиции Круковский побывал на территории Петрозаводского, Олонецкого и Повенецкого уездов. В сфере его интересов находились и районы проживания карел: окрестности Олонца и Кондопоги. Фотоархив М. Круковского носит название "Виды и типы Олонецкой губернии". Первая часть посвящена архитектуре карельских и русских деревень. Вторая и третья дают представление о национальных типах, населяющих данные деревни.
      Традиционный костюм Кондопожской волости представлен в "Экскурсии" 18 фотографиями.3 на которых запечатлены крестьяне из деревень Сопоха, Кяппесельга, Тивдия, Вороново, Косалма, Усть — Суна.
      Анализ коллекции Круковского позволяет воссоздать облик повседневного мужского, женского и детского костюма Кондопожской волости конца XIX столетия. Особое внимание исследователь уделил фиксации праздничного девичьего (возможно, свадебного) костюма.

      Обобщая анализ фотоматериалов М. Круковского по одежде кондопожских карел следует отметить широкое бытование здесь одежды, сшитой из льняного холста, пестряди, сукна. Объясняется это высоким уровнем развития льноводства и овцеводства в южной Карелии. Необходимо подчеркнуть тесную связь повседневной и праздничной мужской и женской крестьянской одежды с северно-русским традиционным костюмом.4
      Она сказалась в бытовании у карел кафтана из серого домашнего сукна, широко распространенного по всему Русскому Северу, рубахи-косоворотки, мужской валяной шляпы конусообразной формы, таких элементов праздничного девичьего костюма как жемчужная сетка-поднизь, штофный сарафан, зарукавья из атласных лент. Значительный интерес представляет форма кондопожского праздничного (возможно, свадебного) головного убора, встречавшаяся и у славянских5 и у финно-угорских народов6, но не зафиксированная более никем из исследователей на территории Олонецкой губернии. Это шитая золотом повязка с прикрепленным к ней по верху венком из искусственных цветов с позатыльем в виде широкой ленты, спускающейся почти до пояса, зафиксированная на девушке из д. Суна.

      Существует также целый ряд особенностей, роднящих одежду кондопожских карел с одеждой других прибалтийско-финских народов: наличие шарфов и шейных платков7, тяготение к клетчатой и полосатой расцветке тканей8. Интересной деталью является специфический крой южно-карельского сарафана (с более низкой, чем в Заонежье, грудиной и более широко поставленными лямками).
      Сравнивая традиционный праздничный костюм Кондопожской карелки с олонецким, зафиксированным Круковским, следует отметить более тесную связь кондопожского костюма с северно-русским.
      Тогда как в олонецких нарядах более явно прослеживается тяготение к финно-угорской традиции (праздничный комплекс из рубахи, жилета и юбки)9 и более явно выраженное влияние городской моды (стилизованный сарафан)10.
      Следует подчеркнуть и различие в форме олонецкой и кондопожской поднизи. Кондопожская поднизь имеет такую же форму как за-онежская, в олонецкой же центральный борок поднят значительно выше боковых11.
      Более тесная связь кондопожского костюма с севернорусским объясняется географическим соседством Кондопожского уезда с Заонежьем, несомненно, усиливавшим процессы взаимопроникновения двух культур.
      Таковы самые общие наблюдения по поводу традиционного костюма карел Кондопожской волости, сделанные на основе изучения фотографий этнографической экскурсии М. Круковского в 1899 году.

Использованные источники

  1. Этнографическая экскурсия М.А. Круковского: Виды и типы Олонецкой губернии // ГПБ. Отдел эстампов. Шифр: Э- АЛ ЭТН-63/З-К 222/1 (1-113). Сохранено название библиотеки того времени, когда в ней работал автор сообщения.
  2. Круковский М.А. Олонецкий край. СПб., 1904.
  3. В фототеке музея-заповедника "Кижи " имеются фоткопии всех названных фотографий//НРФ. № 13581/2-3, б, 13,14-15,17,18-20; № 13623/31.
  4. Этот факт подтверждается сведениями из литературы. См.: Круковский М.А. Олонецкий край... С. 33; Георгиевский М.Д. Карелы // Вестник Олонецкого губернского земства. 1908. № 4; Линевский А.М. Карелы // Советская этнография. 1941. № 5. С. 96.
  5. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традициях, обычаях и обрядах XIX— начала XXвека. М., 1984. С. 51; Русский народный костюм из собрания ГМЭ народов СССР. Автор текста и составители М.Н. Молотова и Н.Н. Соснина. Л., 1884. С. 27, 159.
  6. Историко-этнографический атлас Прибалтики. Рига, 1886. С. 76. Manninen Y. Forbewgung und Transportmitbel. DieKleidung. Helsinki. 1958. S.67-68.
  7. Георгиевский М.Д. Карелы... С. 5; Минорский П. Олонецкие карелы и Ильинский приход Олонецкого уезда // Олонецкий сборник. Вып. II. Петрозаводск, 1886. С. 19; Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. М.-Л., 1965. С. 149.
  8. Березин Н. Пешком к карельским водопадам. СПб., 1903. С. 145; Тароева Р.Ф. Ука; — соч. С. 145; Покровский П. Карел, его быт и занятия. // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 6. С.65.
  9. Фототека музея "Кижи". НВФ 13581/27.33.
  10. Фототека музея "Кижи". НВФ 13581/31.
  11. Фототека музея "Кижи". НВФ 13581/32.


      Статья опубликована в сборнике "Кондопожский край в истории Карелии и России" / Материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В.Шежемского, Петрозаводск — Кондопога, 7—8 апреля 2000г.

      Источник: http://www.kondopoga.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования