Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Театральная жизнь финской общины в старом Петербурге

      Рождением финского театра следует считать 25 мая 1872 г. В этот день было проведено учредительное собрание, на котором был основан театр под руководством Каарло Бергбома. Было запланировано пропагандировать финское театральное искусство по всей Финляндии. Одним из первых удачных спектаклей была «Леа» по пьесе А.Киви. Успеху способствовало блестящее исполнение главной роли шведской актрисой Шарлоттой Раа. Правда, она не владела финским языком, а заучивала свои реплики наизусть. Первые спектакли Финского театра прошли в Пори, а с весны 1873 г. начались представления в Хельсинки, в арендованном у русского театра помещении «Аркадии» в Кампи. В первом театральном сезоне было проведено 26 спектаклей. В те же годы начались и оперные постановки на финском языке. Поскольку финноязычная аудитория в Хельсинки была невелика. Театру приходилось постоянно гастролировать по стране перед новой публикой. Практически сразу после возникновения национального финского театра К.Бергбома в Финляндии, начались его выступления и в Петербурге.

      Финский театр в Петербурге

      Самыми удачными для Бергбома были гастроли в Петербурге, где спектакли К. Бергбома проходили неизменно под аплодисменты перед полным залом. В 70— х годах финский театр выступал обычно на сцене так называемого Приказчичьего театра. Гастроли длились несколько недель.
      Успех сопровождал театр Бергбома и в 80-х годах. В то время в самой Финляндии ещё не было достаточного количества финской театральной публики. С другой стороны, ведь в тс годы именно в Питере поддерживался финский язык и культура. В 1873—1900 годах финский театр давал в Петербурге регулярные спектакли. КБергбом считал петербургские гастроли важней составной частью становления финского театра. В Петербурге можно было видеть талантливых актёров: Давыдов, Савина, Варламов. Русское драматическое искусство в те годы пришли к глубокому реализму лучших спектаклей русской классики: Гоголя, Грибоедова, Островского, Сухово— Кобылина. В те годы в Петербурге работали труппы на разных языках: немецком, французском. Например, произведения Оффенбаха, исполнявшиеся на французском языке, были так же популярны, как в Париже. Ближайший помощник и соратник КБергбома Оскар Вилхо организовывал специальные регулярные посещения финскими актёрами Петербурга с целью обучения актёров. Весной 1882 г. в финском театре поставили «Женитьбу» Гоголя, а осенью «Ревизор». В 1890 были поставлены «Отелло» и пьесы Островского. Красочные образы героев Гоголя и Островского в исполнении финских актёров имели большой успех. Актёр Кнут Векман в 1886— 87 гг. неоднократно ездил в Питер на спектакли с участием Долматова в роли Хлестакова. В последующем К.Векман стал блестящим исполнителем главного героя «Ревизора». Для постановки пьесы «Власть тьмы» Финская актриса Катри Раутио много раз изучала игру Савиной в роли Акулины. Приезды финских трупп в Петербург как правило, встречали одобрительные отзывы в русской прессе. Таковы, например, были отзывы газет «Голос» и «Новое время» в 1891 г.
      Когда Ида Аалберг овдовела, она создала свою труппу и стала выступать с ней в Петербурге. В их репертуар входили: «Нора», «Сильва». С этой труппой она гастролировала в Петербурге А затем с другой труппой в Москве Спектакли на финском языке по пьесам А.Киви и других авторов шли при полном зале. Успех был больше, чем в Хельсинки. Имя Иды Аалберг стало очень популярно в Петербрге. К сожалению, тогда спектакли прекратились из—за отптствия постоянного помещения. Впоследствии Ида Аалберг неоднократно приезжала с гастрольными спектаклями, а затем и переселилась в Петербург.

      Бергбом Каарло Кари Йохан (Kaarlo Bergbom, 1843—1906)

      Основатель финского театра, родился в Выборге, в семье сенатора. Его отец возглавлял литературное общество. Друзьями семьи были Снелман и Сюгнеус. Рано потеряв мать, талантливый юноша оказался на попечении старшей сестры, которая поддерживала его дарование и заменяла ему мать. Уже в 16 лет мальчик поступил в университет, и к двадцатилетнему возрасту стал кандидатом философии.
      В молодости К. Бергбом мечтал посвятить себя литературе. Его идеалом был В.Гюго. Он хотел стать поэтом, причём финским поэтом. Но настоящей страстью Каарло стал театр. Он мечтал о создании национального финского театра. В соответствии с идеями Снелмана он считал, что создание собственной разносторонней культуры для Финляндии не менее важно, чем развитие экономики. В сфере театрального искусства К.Бергбом обратил внимание на русское драматическое искусство, находившееся на подъёме в те годы. Это был период расцвета реализма.
      Во второй половине XIX века в Хельсинки работал шведский театр, а позже и русский театр. Студенты университета пробовали ставить отдельные финские пьесы. Но решительным толчком было проведение учредительного собрания, на котором был выбран руководителем театра К.Бергбом. Ему тогда было всего 29 лет, но он уже пользовался авторитетом благодаря своим статьям о театре и незаурядной активности. Было запланировано пропагандировать финское театральное искусство по всей Финляндии. Бергбом выбрал в качестве автора А.Киви и не ошибся. Одним из первых удачных спектаклей была «Леа» по пьесе А.Киви. Первые спектакли Финского театра прошли в Пори, а с весны 1873 г. начались представления в Хельсинки, в арендованном у русского театра помещении «Аркадии» в Кампи. Успех первого театрального сезона, когда было проведено 26 спектаклей, воодушевил К.Бергбома. В те же годы начались и оперные постановки на финском языке. Каарло Бергбом был одновременно драматургом, режиссёром и руководителем театра. Он сам подбирал репертуар как финских авторов, так из русской и мировой классики. Бергбом дружил с А.Киви, а позднее поддерживал Минну Кант и Г.фон Нумерса. Ему очень помогала его сестра Эмилия, которая заботилась об экономической деятельности театра. Строительство нового прекрасного здания театра было завершено в 1902 г. Тогда же театр стал называться Финским национальным театром. Карл Бергбом возглавлял финский театр 33 года до конца жизни, и остается в истории как основоположник национального театрального искусства.

      Аалберг Ида Эмилия (Ida Emilia Aalbcrg, 1857—1915)

      Великая финская актриса родилась в небогатой семье дорожного мастера в Янакала (в Хяме). Из—за материальных трудностей девочка не смогла получить полноценного образования: всего лишь один год в финской школе для девочек и частные уроки в своей деревне. Но у неё рано проявился природный талант к декламации, а когда Ида впервые попала на гастрольный спектакль финского театра в Хяменлинна, её судьба была решена. В 17 лет она убегает из дома в Хельсинки, и приходит в финский театр, к КБергбому. Вероятно, он сразу почувствовал в ней будущее украшение финской дал ей возможность дальнейшего обучения в сцены, и взял её в обучение. Первая известность пришла к Иде в 1877 г. Но самый громкий успех ждал молодую аирису после роли Норы в одноимённой пьесе Г.Ибсена. (1880). В следующие годы театр КБергбома набирал силу, а Ида Аалберг играла заглавные роли во многих спектаклях: Марию Стюарт (пьеса Шиллера), Офелию («Гамлет»), Гретхен в «Фаусте». Стокгольм аплодировал ей в роли Офелии.
      В 1893 г, оставшись вдовой, Ида основала свою труппу, в репертуаре которой входили: «Нора», «Сильва». Она также выступала на гастролях в Скандинавии. В 1894 г. И.Аалберг выходит замуж за заядлого театрала Гюльденбандинга и переезжает на постоянное местожительство в Петербург. В эти годы она много играет, с особым успехом выступает в спектаклях: «Дама с камелиями», «Леди Макбет», «Дом», «Теодора». С триумфом прошло открытие «Народного театра» в Петербурге, где Ида играла роль Кивен Леана. В то же время она выступает с немецкоязычной труппой. Играет в пьесах Ибсена, Стриндберга, Чехова. Много гастролирует по России, Финляндии, Германии, Скандинавии. В 1906 году скончался К.Бергбом. Ида Аалберг берёт на себя руководство Финским национальным театром. Она художественный руководитель, режиссёр и одновременно играет в спектаклях. Так продолжалось до 1914 г., когда было отмечено сорокалетие творческой деятельности актрисы. Это был её звёздный год: Она вечер за вечером блестяще играла в пьесе Судермана «Дом», проводила гастроли со своей труппой, где её Нора вызывала неизменные овации зала. И вдруг в январе 1915 г. Ида внезапно заболевает и умирает. Она скончалась в Петербурге, который стал городом её славы и успехов.
      Ида Аалберг осталась в памяти современников как потрясающая трагическая актриса, у которой было редкое сочетание женского обаяния, твердого сильного характера и творческой чуткости. Поражало её умение перевоплощаться и полностью отдаваться характеру своей героини. Отважная и трудолюбивая, она на сникала при неудачах, искала новые возможности, чтобы отдать блестящий талант своему народу, финскому театру. Все отмечают её трудолюбие: ведь Иде приходилось готовить и заучивать роли на пяти разных языках. Кроме театра Ида отдавала много времени декламации. У неё был мелодичный голос со специфическим грудным оттенком. С детства Ида много выступала с чтением стихов и прозы на сцене, руководила постановкой голоса в театре.

      Вилхо Оскари (OskariVilho, 1840—1883)

      Талантливый финский актёр конца XIX века. Родился в Кухмалахти в семье учителя. Начал учиться в Хельсинкском университете, но в 1863 поступил в Новый театр. После пожара из—за закрытия театра переехал в Стокгольм учиться в театральном училище. Уже в 1864 г. вернулся в Хельсинки, где с успехом стал участвовать в спектаклях студенческого финского театра. Временно поступил на службу писарем в канцелярию сената. Но ушёл оттуда сразу, как только Каарло Бергбом в 1872 основал финский театр. Вилхо с энтузиазмом примкнул к нему и стал верным помощником во всех делах. Он выполнял обязанности гастрольного директора, и семь лет с успехом организовывал гастрольные турне театра. В действительности у Вилхо были очень невыгодные внешние данные для актёра: невысокий рост, невыразительные, обыденные черты лица, тихий голос, слабое здоровье. ...Однако, у него был пылкий артистический темперамент и ясный стальной ум. А также талант энергично воодушевляться своей ролью углубляться во все её детали. Он стал выдающимся жанровым (характерным) актёром, имел громадный успех в комедийных ролях. Вилхо блестяще воплощал персонажей Мольера, а также комедийные роли в пьесах А.Киви. Помимо громадной административной работе по организации спектаклей и гастролей, Вилхо также переводил на финский язык пьесы, в частности, с французского на финский пьесы Мольера. До конца жизни Оскар Вилхо был правой рукой и помощником КБергбома, в частности, во время их гастролей в северной столице на Неве, где финская публика тепло встречала Вилхо как актёра. В последние годы жизни Вилхо тщетно старался преодолеть туберкулёз лёгких, который и сгубил его.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования