Леви Мадетоя (17.02.1887—6.10.1947)
Мадетоя (Madetoja) Леви — финский композитор. Дирижёр оркестров в Хельсинки (1912—14) и Выборге (1914—16).
Леви Мадетоя возможно был наиболее выдающимся финским композитором-романтиком поколения, которое пришло на смену Сибелиусу. Его стиль сочетает как меланхоличность финских композиторов, так и утонченность французских авторов.
Композицию изучал в Хельсинкской консерватории у А.Ярнефельта и Я.Сибелиуса, в Париже у
В.д'Энди и в Вене у Р.Фукса.
Впервые Мадетойя стал известен финской публике своим первым концертом авторских произведений, который состоялся в Хельсинки в сентябре 1910 г. Концерт был благосклонно принят как критиками, так и публикой.
С 1912 г. Мадетойя дирижировал филармоническим оркестром в Хельсинки,
в 1914—16гг. в Выборге.
В 1916—39 Мадетоя преподавал в Музыкальном институте (затем Академия) в Хельсинки.
Как композитор следовал традициям Сибелиуса, французских импрессионистов.
Творчество Мадетоя сформировалось под влиянием Сибелиуса; многие произведения Мадетоя
связаны с национальным фольклором и литературой.
Первая из созданных Мадетойей опер «Похъялайсиа» («Северяне», 1924) за короткий срок заняла место национальной
оперы страны. Одним из последних произведений была его вторая опера «Юха» (1934).
Наполненная большим симфоническим звучанием, более утонченная и гармоничная, чем
«Северяне»... Но она не получила такой популярности как «Северяне».
Народная опера Мадетоя "Похьялайсия"
("Северяне"), в основу которой положено сказание финского эпоса, является одной из
известнейших финских опер.
Не смотря на то, что раннее собрание Мадетойи включало несколько вокальных произведений
и камерную музыку, к 20-м гг. он уже обратился в основном к оркестровой музыке.
Наиболее значительным произведением на первом концерте была симфоническая сюита 1910 г.,
элегия из этого произведения стала одной из наиболее популярных миниатюр из наследия Мадетойи.
Другие ранние произведения композитора: концертная увертюра (1911),
Tanssinaky (Dance Vision, 1911) и Kullervo (1913) — работа созданная под влиянием
произведений Чайковского, и единственная оркестровая работа Мадетойи на тему
национального эпоса Калевала.
Соч.: оперы (даты постановок) — "Похьялайсия" (1924), "Юха" (1935); балет "Окон Фуоко"
(постановка 1930г.); для оркестра — 3 симфонии (1915, 1918, 1926), симфонические поэмы
"Видение во сне" (1912) и "Куллерво" (1913), сюита (1910), Концертная увертюра (1910),
Комедийная увертюра (1923); фортепианное трио, соната для скрипки и фортепиано,
пьесы для фортепиано, для скрипки; кантаты и хоровые циклы на тексты из "Калевалы",
песни; музыка к спектаклям.