Финская музыка
Сила
финской музыкальной жизни в ее
самобытности. В отличие от соседних Швеции и
Норвегии, в Финляндии не было королевского
двора, поддержавшего музыкальную жизнь и
финансировавшего, в частности, дорогостоящие
оперные представления. Поэтому финская музыка
уходит глубоко корнями в уникальную народную
традицию. Без преувеличения можно сказать, что
национальный эпос “Калевала” (1835) является
основой финской культуры — в том числе и
музыкальной.
Музыкальная жизнь начала оживляться и
становиться достоянием более широких слоев
общества лишь в конце 19го века. В 1874 году
было основано Общество народного просвещения с
целью предоставить широким кругам общест ва
возможность заниматься искусством и изучать его.
Первым крупным музыкальным событием, устроенным
Обществом, стал, по образцу Эстонии, Певческий
праздник в городе Ювяскюля в 1881 году. Праздник
вызвал огромный энтузиазм, и хоры стали расти
как грибы по всей стране. Традиция певческих
праздников до сих пор сильна: Финляндию незря
называют обетованным краем для хоров.
Профессиональная оперная деятельность
началась в 1873 году — до этого оперные
представления давали странствующие труппы и
случайные энтузиастылюбители. 1882 год можно
считать самым знаменательным в истории финской
музыки: тогда был основан Университетский хор,
исполнявший песни на финском языке. До этого
языком культуры был в основном шведский. Этот
год был значительным и с точки зрения оркестровой деятельности и учреждения музыкальных
учебных заведений. В Хельсинки Роберт Каянус
(1856-1933) начал целеустремленно создавать
профессиональный оркестр: так возникло
Хельсинкское оркестровое общество, ныне —
Хельсинкский филармонический оркестр.
Год 1882 ознаменовался также учрежденеием
музыкальных учебных заведений. Мартин Вегелиус
(1846-1906) основал музыкальное училище,
нынешнюю Музыкальную академию имени Сибелиуса. В
“Истории музыки”, вышедшей в 1891 году, Вегелиус
метко определил положение музыкальной жизни в
стране: “В Финляндии историю музыки предстоит
еще делать, писать о ней можно будет потом.”
Музыканты получали образование, прежде всего, в
Германии, и в организации обучения опирались
больше на опыт Германии, чем на ближайших
соседей — Петербург и Стокгольм.
19й век принес Финляндии экономический подъем
и но выеидеалы. Многочисленные народные
движения привели к возникновению новых
организаций (движение обществ молодежи, рабочее
движение, борьбы за трезвость, добровольные
пожарные команды). Новый образ жизни проник и в
село: в фольклоре место утонченно-простых
калевальских стихов заняли частушки, и
социальные противоречия начали выходить наружу.
Музыкальная деятельность принимала новые формы:
учреждались хоры и оркестры, разные общества
строили помещения, в которых уст раивались
вечеринки. Новая музыка довольно быстро проникла
в маленькие городки и в деревни. В популярной
музыке перемены произошли быстро, да и
концертная музыка принимала новые формы, в
частности, в виде аранжировок для духового
оркестра.
“Калевала” как источник вдохновения
Национальный эпос “Калевала” вызвал в 1890е
годы огромный энтузиазм в художественных
кругах. Он способствовал формированию финского
национального самосознания, что привело к
развитию национальной культуры. Но в музыке речь
шла не только об иллюстрации национальных
сюжетов или использовании народных мелодий как
таковых. Когда Ян Сибелиус (1865-1957) в начале
1890х годов писал симфоническую поэму
“Куллерво”, он думал о финском начале в сюжете и
хотел как можно яснее выразить его в своей
музыке: “Я понимаю эти финские, чисто финские
тенденции в музыке теперь менее реалистично, но
более верно, чем раньше.” Этим он обратил
внимание на то, что истина — в переживании, а
не в точном описании.
Спустя месяц после премьеры “Куллерво”, в мае
1892 го да, Сибелиус подал в Хельсинкский
университет заявление о пособии, чтобы поехать
на лето в Карелию, “по обе стороны границы, к
рунопевцам, для ознакомления с мелодиями и
манерой их исполнения”. Сибелиус получил пособие
и список рунопевцев, которых ему рекомендовали
посетить. Положение Яна Сибелиуса как одного из
ведущих деяте лей национальной культуры
бесспорно. Его успех в мире — символ финских
устремлений в области культуры, финского
творчества. Композитор Калеви Ахо (р. 1949)
пишет: “Особенно в Германии и во Франции Яна
Сибелиуса часто считают лишь незначительным
представителем консервативного национально
романтического стиля. Но те, кто выражает такое
мнение, не знают творчества Сибелиуса в
достаточной мере. Примерно в 1910 году Сибелиус
перешел от романтического стиля к современному
тональному выражению, ассоциирующемуся с
экспрессионизмом, а в 1920 е годы — к позднему
стилю, представляющему универсальный классицизм.
Даже в Финляндии несколько десятилетий не знали
самых передовых черт его техники сочинения
музыки.”
Для финнов
Сибелиус олицетворяет национальную
индивидуальность, и поэтому значит больше, чем
только композитор мирового класса. Музыку
Сибелиуса исполняли, прежде всего, в крупных
городах. А на формирование музыкального вкуса
народа значительно большее влияние оказывали
небольшие концерты, которые давал по всей стране
Оскар Мериканто (1868-1924), многосторонний
музыкант — пианист, дирижер, композитор, критик.
Помимо своих сочинений, он исполнял популярные
иностранные произведения. Упрощенно можно
сказать, что Сибелиус писал элитную музыку для
большого мира, в то время как задачей Мериканто
было сделать музыку и искусство достоянием всех
финнов.
Источник: http://www.paneuro.ru