Декоративное искусство
Украшения (из книги Археология СССР. Финно-угры и балты)
Смотреть >>>
Смотреть >>>
Смотреть >>>
Кочкуркина С.И. Корела и Русь: Ювелирное ремесло и предметы украшения. Высокий уровень художественного ремесла обеспечивал и качественное, и количественное разнообразие изделий. Помимо продукции местного производства распространялись предметы, изготовленные в Новгороде. Некоторые вещи поступали в результате многоплановых и разносторонних контактов. Остатки кузниц, в которых изготовляли медно-бронзовую нить для спиралей, украшавших женскую одежду, обнаружены на Карельском перешейке и у Куркийоки. Отдельные операции по обработке металла, не требующие применения горна, производились в жилых помещениях. Свидетельством работы с цветным металлом являются тигли, в которых плавили металл, и льячки, которыми его разливали в формы. Читать все >>>
Уварова С. Зачем карелам фибула?
Обыкновенные вещи — предметы быта, инструменты, рабочая одежда, — простые и незаметные, какими важными станут они через много лет для грядущих поколений, желающих узнать свои истоки и обнаружить собственную неповторимость.
В фантастических образах и в сугубо реалистичном виде отражаются эстетические представления, психический склад и жизненное кредо некогда многочисленной северной народности — карел. Культура этого народа тесно связана с русской культурой и одновременно сохранила уникальные черты.
Читать все >>>
Серебрякова Т. Красота из глубины веков.
Почему нас привлекает изящное, красивое? Древние не без
основания полагали, что красивые вещи делают красивой душу.
Значит, мы интуитивно хотим не
просто порадовать глаз, а заботимся о более возвышенном внутри себя.
Недаром, все народы в «примитивном» состоянии украшали
жильё, одежду, предметы быта.
Человек в наше функциональное
и техничное время, по счастью,
ещё не утерял устремлённости к
красоте, а, может быть, это желание усилилось.
Читать все >>>
Липина Л.И. Образ медведя в ископаемых костюмных комплексах: к реконструкции духовной культуры
древних жителей Прикамья.
Изображения медведей в искусстве Приуралья встречаются начиная с наскальных росписей каменного века.
Тогда же сложились некоторые, сохранившиеся и в последствии, иконографические типы и композиции с образом зверя:
распластанная или помещённая на возвышение шкура медведя (жертвенная поза),
соседство с солярными мотивами и изображениями копытных (лося/оленя). Одними из первых металлических украшений костюма с образом медведя в Прикамье
являются поясные крючки. Их появление в бассейне р. Белой около IV в. до н.э. связано с влиянием кочевых культур.
Читать все >>>
Варенов А.Б. Карельские древности в Новгороде.
Автором настоящей работы выделены основные категории карельских древностей в Новгороде, относящиеся преимущественно к женскому этнографическому костюму,
которые не могли быть предметом импорта. К их числу относятся: фибула пластинчатая — подковообразные орнаментированные,
фибулы овально-выпуклые, цепедержатели биспиральные и крестообразные, ф—видные пронизки (6 экз.),
рукояти ножей бронзовые с "романским" орнаментом, ножны составные женских ножей с "аканфовым" орнаментом,
ножны цельнометаллические женских ножей, бусы бронзовые орнаментированные, копоушка бронзовая ажурная.
Все перечисленные предметы корреспондируются "карельскими" берестяными грамотами, выделенными А.В.Арциховским, В.Л.Яниным, А.М.Спиридоновым,
и некоторыми другими вещами финно-угорского круга древностей.
Читать все >>>
Григорьев Ю. История финского ножа.
Изобретение ножа можно поставить в один ряд с такими достижениями первобытного человека как приручение огня и одомашнивание диких животных.
Эти три явления сопутствуют человеку на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Примитивные орудия четвёртого периода делались
человеком из дерева, без сомнения обожжённого, из отростков оленьих рогов и обломков кремня. Историки ещё не пришли к единому мнению о том,
был ли нож первобытного человека каменным, деревянным или костяным. Приверженцы “деревянной” и “костяной” теории говорят о том, что органические вещества,
такие как кость и дерево могут гнить, гореть и разлагаться. Поэтому археологи не находят костяных и деревянных ножей, в таком количестве, как каменных.
Например, в Южной Африке, найдены обломки каменных орудий, которыми первобытный человек пользовался примерно 1,7 млн. лет назад. Возможно, там когда-то
были и деревянные орудия труда, но они не “дожили” до наших дней. Тем не менее, некоторые редкие, сохранившиеся до наших дней древние остатки,
свидетельствуют о том, что все три вида материалов использовались для изготовления ножей первобытного человека.
Читать все >>>
Ножи (из книги С.И. Кочкуркина, Древние карелы)
Смотреть >>>
Коротаева Н.Ф. Традиции этнических культур в художественной обработке металлов.
Традиции народного искусства, как собственно русского, так и других
этносов, входивших в состав России, в современной жизни приобретают
большое значение и в связи с тем, что современное искусство во многом утратило свою связь с природой, которой когда-то было сильно ремесленное
искусство. Как заметила С.Б.Рождественская, предки, более глубоко и непосредственно связанные с природой, выразили в искусстве свое отношение к
ней, которое близко нам сейчас, в период решения экологических проблем,
обозначившими свой глобальный масштаб. Для дизайнера принципиально важно и то, что художественные традиции народной культуры позволяют придать оформляемой среде этническое своеобразие.
Читать все >>>